Консультация
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования»
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.В работе с детьми предлагаются разнообразные и многочисленные задания и игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, таких как:
1. Массажные мячики
2. Платочки
3. Коврики
4. Бигуди крупные
5. Прищепки
6. Счётные палочки
7. Эспандеры
8. Бигуди длинные
9. Решётки
10. Зубные щётки
11. Бусы
12. Резиночки для волос
13. Щёточки
14. Шестигранные карандаши
Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами - заместителями, придумывать и фантазировать для них новое применение. Что касается уже готовых игр для мелкой моторики рук с предметами, да! они есть в продаже, но в основном они дорогие и не доступные на большое количество детей. Все перечисленные выше нетрадиционные предметы окружают ребёнка в повседневной жизни. Они везде, они вокруг нас!
В рифмованных пальчиковых играх с нетрадиционными предметами содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами, также задействована ориентировка в схеме тела, (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Прежде чем показывать ребёнку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала сами проиграйте её сюжет. Перед игрой надо обсудить её содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечён сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.
Не ставьте перед ребёнком одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения с предметом и произносить стихотворение), так как объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Старайтесь не замечать, если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи. Не забывайте, что ребёнок воспринимает Ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», Вы должны делать «вправо», и наоборот.
Пальчиковые игры с нетрадиционными предметами обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять – в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но понемногу. В возрасте от двух до шести лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с предметами звучание Вашего голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Ребёнок воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть.
Стихи нужно произносить то, повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать полностью весь текст, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
Играя с детьми в игры с нетрадиционными предметами, обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
В играх с нестандартным оборудованием придерживайтесь некоторых правил:
Задания подбирайте с учётом их постепенно возрастающей сложности.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Работу проводите регулярно, систематически.
Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышайте у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Основной целью игр для развития мелкой моторики рук
с нестандартным оборудованием является:
Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Данные систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Уважаемые родители, педагоги! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был интеллектуально развит, был весёлым, здоровым и любознательным, грамотно, правильно говорил?
Добиться этого очень просто играйте вместе с детьми! Представляя Вашему вниманию разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, мы надеемся, что они помогут Вам насладиться общением с ребёнком, а также процессом превращения малыша в гармонично развитую личность.
В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр, которые являются залогом успеха и определяют личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем.
Нешуточные правила весёлой игры:
• Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
• Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем, и Вам придётся манипулировать его ручками.
• Не ставьте перед ребёнком одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
• Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
• По ходу занятия комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий.
• Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.
• На занятиях обязательно включайте физкультминутки, как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.
• Не допускайте переутомления. Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
• Обязательно хвалите ребёнка, не занижайте его самооценку, внушайте ребёнку уверенность в том, что у него всё получится.
• Помните, что наши занятия – это не уроки в школе. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулирует развитие воображения, речи и внимания.
• Играя с ребёнком, нужно выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
• Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их, какие они есть.
• Ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять, если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее.
• Помните, о необходимости творческого размышления и поиска!
Поиска себя, своей необходимости детям, и польза своего труда! Но не для формального разнообразия занятий, не ради того, чтобы новшеством удивить коллег, а ради детей! Именно их интересы, настроение, психическое благополучие, развитие и творчество, должно находиться в центре нашего внимания!
Комментариев нет:
Отправить комментарий